Индексы с постоянными и переменными весами Метод анализа иерархий Средний уровень моментного ряда Модель взаимозачета долгов предприятий Выбор инвестиционных проектов Интегральный метод факторного анализа Баланс движения основных фондов Экономически активное население
Примеры решений Общий индекс цен Индекс сезонности Аддитивная модель ряда Мультипликативная модель Расчет ВВП Показатели динамики Группировка данных Доверительный интервал Быстрая консультация

Основные понятия рынка

Рынок - это система отношений между покупателями и продавцами. В ходе обмена происходит своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

  1. По экономическому назначению объектов:
    • рынки благ и услуг;
    • рынки средств производства;
    • рынки ценных бумаг;
    • рынки рабочей силы;
    • рынки валюты;
    • рынки информации.
  2. По широте охвата:
    • локальные;
    • национальные;
    • международные.
  3. По видам субъектов рыночных отношений:
    • рынки розничной торговли;
    • рынки оптовой торговли;
    • рынки государственных закупок.
Основными понятиями рынка являются: спрос, предложение, цена. Их понимание способствует уяснению механизма образования цены товара и функционирования рыночного механизма в целом.

Спрос. Закон спроса

Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Спрос выражают через объем спроса и изменение спроса.

Объем спроса (Qd) - это то количество товара, на который предъявляется спрос за определенный период времени. На объем спроса влияет много факторов, а именно: цена товара, вкусы покупателей, доходы потребителей, цены на товары-заменители, инфляционные ожидания и др.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. В общем виде она может быть представлена так:

Qd = f(P,I, Z, W, Psub, Pcom ...),

где Р- цена данного товара,

I- доход,

Z- вкусы,

W - ожидания,

Psub- цена товара субститута (заменителя),

Pcom- цена на комплементарные (взаимозаменяемые) товары.

Если допустить, что в данный период все факторы неизменны, кроме цены данного товара, то зависимость выразится в виде:

Qd = f(P).

Функция спроса от цены может быть представлена тремя способами:

1) табличным;

Pi (руб)

Qdi(шт)

2

10

4

8

6

6

8

3

 

2) аналитическим; Qdi = a - bPi

3) графическим.

Для того, чтобы построить кривую спроса, принято по оси х откладывать количество покупаемого товара, а по оси y - цену. Кривая спроса (d) - это кривая, точки которой показывают, по каким ценам в течении определенного времени покупатели могли бы приобрести различное количество товара (рис. 2.1.). Кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как выражает обратную зависимость между ценой и количеством. Закон спроса - при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше - при их повышении.

Изменение спроса выражается в сдвиге кривой спроса вправо или влево под влиянием факторов, указанных на рис. 2.2.

Предложение. Закон предложения

Объем предложения (Qs) - это то количество товара, которое желают и могут произвести и продать продавцы в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения и имеет вид:

Qs = f(P1,Pr,K,T,N,B),

где P1 - цена данного товара, Pr - цены ресурсов, K - характер применяемой технологии, Т - налоги и субсидии, N - количество продавцов, В - прочие факторы.

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены, принять неизменными, то функция предложения примет вид:

Qsi = f(Pi).

Как и функция спроса, она может быть представлена тремя способами:

1) табличным;

Pi, руб.

Qi, шт.

2

2

4

4

6

8

8

12

2) аналитическим;

Qsi = ±a + bPi

3) графическим.

Кривая предложения - это кривая, точки которой показывают по каким ценам в течении определенного времени производители (продавцы) могли продать свой товар. Она имеет положительный наклон, так как выражает прямую зависимость между ценой и количеством.

Закон предложения - если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше - при их понижении.

Изменение предложения - это сдвиг кривой предложения под влиянием всех других факторов кроме цены. Применение более современной технологии приводит к снижению издержек, а следовательно, к сдвигу кривой предложения вправо. Рост цен на ресурсы, при прочих равных условиях приводит к росту альтернативной стоимости, а значит понижает то количество товара, которое производители планировали продать по данной цене. Изменение цен тех товаров, в производстве которых используются такие же ресурсы, как и в производстве другого товара, могут сдвигать кривую предложения. Изменения ожиданий сдвигают кривую предложения так же как они сдвигали кривую спроса.

Взаимодействие спроса и предложения

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо расположить линии спроса и предложения на одном графике. Они пересекутся в точке Е, которая покажет равновесную цену PE (рис. 2.4).

В точке пересечения Е объем предложения будет равен объему спроса (Qd = Qs), и сложится цена, одинаково удовлетворяющая как покупателей, так и продавцов (Ps = Pd). Образование равновесной цены - процесс, требующий определенного количества времени.

Существуют два основных подхода к установлению цены: Л. Вальраса и А. Маршалла.

Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса и предложения. Если существует избыток спроса Q2 - Q1 при цене P1 (рис. 2.5.), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор пока не исчезнет дефицит. В случае избытка предложения (P2) конкуренция продавцов приводит к снижению цены и исчезновению избытка.

Главным в подходе А. Маршалла (рис. 2.6.) является разность P1 - P2. А. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены. Таким образом, рынок способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом.

Эластичность спроса и предложения

Проведенный анализ спроса и предложения дает возможность оценить направление изменения равновесных значений цены товара и объема, но не дает информации о том, на какую величину может измениться объем при изменении цены. Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой измеряют с помощью эластичности.

Эластичность спроса по цене (Ed) измеряется как отношение изменения объема спроса в процентах к изменению цены в процентах:

где Qdn-1, Qdn-предыдущий и последующий объем спроса на товар,

Pn-1, Pn- предыдущая и последующая цена товара.

Различают следующие типы эластичности:

- единичную эластичность (Ed = 1), когда на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1%;

- эластичный спрос (Ed > 1), когда объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах;

- неэластичный спрос (Ed < 1), когда объем спроса изменяется медленнее, чем изменяется цена;

- совершенно неэластичный спрос (Ed = 0);

- совершенно эластичный спрос (Ed = ¥).

Эластичность определяется в точке и на отрезке кривой (дуговая эластичность). Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой точке определяется значением тангенса угла касательной с горизонтальной осью и находится по вышеуказанной формуле.

Дуговая эластичность определяется тогда, когда изменение цены является значительным:

.

На кривой спроса необходимо выделять отрезки, где Ed > 1, Ed< 1, Ed = 1. Это необходимо для того, чтобы проанализировать, что происходит с выручкой у предпринимателя, когда он идет на снижение или рост цены. Если отрезок на кривой спроса эластичен, то снижение цены обычно приводит к росту выручки. Если же предприниматель попытается снизить цену на неэластичном отрезке, то это приведет к падению выручки. Там, где Ed = 1, выручка достигает максимума.

На эластичность влияют следующие факторы:

- наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос;

- удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем он выше, тем выше Ed;

- размер дохода;

- качество товара. Чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос на него;

- степень необходимости товара;

- размеры запаса.

Поскольку величина Qd является функцией многих неизвестных, то теоретически можно определить эластичность спроса по любому из факторов. Однако на практике рассчитывают эластичность спроса по доходу (EI):

,

и перекрестную эластичность (Exy):

,

где ΔI - изменение дохода; ΔQdx - изменение объема спроса на товар Х; ΔPy - изменение цены товара Y. Особенность этих показателей состоит в том, что они имеют отрицательные и положительные значения. Если EI отрицательна, то перед нами товары низкого качества. Качественные товары имеют положительную эластичность.

Эластичность спроса по доходу зависит от таких факторов как значимость того или иного товара для бюджета семьи (чем больше он нужен семье, тем меньше он эластичен); характер товаров (является ли он товаром первой необходимости или предметом роскоши).

Перекрестная эластичность проявляется при рассмотрении взаимодополняющих и взаимозаменяемых товаров. Взаимодополняющие товары имеют отрицательный показатель, так как с ростом цены одного товара потребление другого падает: взаимозаменяемые товары имеют положительную эластичность, так как с ростом цены товара (Y) количество товара (X), на которое предъявляется спрос, растет.

Методика исчисления эластичности предложения (Es) такая же как и для Ed, с тем только небольшим замечанием, что она всегда положительна:

.

Эластичность предложения зависит от:

Дипломные работы
Консультации и помощь
Сроки от 3 дней

Подробнее