Факторный анализ прибыли
Валовая прибыль от реализации продукции, услуг, выполненных работ рассчитывается как разность между суммой выручки от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и величиной затрат на производство реализованной продукции, работ, услуг.В основном прибыль от реализации продукции зависит от 4-х факторов: объема реализации продукции (V), ее структуры (Уд.в.), себестоимости (С/с) и уровня среднереализационных цен( Ц).
Назначение сервиса. С помощью сервиса в онлайн режиме проводится факторный анализ прибыли, а также влияние на этот показатель таких факторов как объем реализации продукции, себестоимость и уровень среднереализационных цен.
Инструкция. Заполните таблицу, нажмите Далее. Отчет с решением будет сохранен в формате Word.
По базису на фактически реализованную продукцию). Для этого выбирают индексы цен за соответствующие промежутки времени. При выборе индексов цен можно ориентироваться на:
- учётную ставку ЦБ РФ;
- данные государственной статистики об уровне инфляции по отраслям экономики или в целом;
- индексы изменения цен на продукцию конкретного предприятия.
Пример. Влияние на прибыль некоторых факторов
Показатели | На начало периода (по базису) | По базису на фактически реализованную продукцию | На конец периода (фактические данные) |
1. Выручка от реализации, тыс. руб. (В) | 312 | 410 | 478 |
2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. (C.c) | 169 | 183 | 196 |
3. Прибыль от реализации (П) (стр.1 - стр. 2) | 143 | 227 | 282 |
1.Если сравнивать сумму прибыли на начало периода и прибыль, рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента, но при ценах и себестоимости продукции на начало периода, то разница между ними показывает насколько произошло изменение прибыли за счет объема и структуры продукции отчетного периода:
∆П = 227 - 143 = 84 тыс.руб.
2.Чтобы найти влияние только объема продаж. необходимо прибыль на начало периода умножить на процент роста объема производства. который определяется делением выручки от реализации. рассчитанной, исходя из базисной цены и фактического объема реализованной продукции. на выручку от реализации на начало периода:
Процент роста объема производства: 410:312 * 100 - 100 = 31.41%
∆П(V) = 143 * 31.41 / 100 = 44.917 тыс.руб.
3. Определим влияние структурного фактора:
∆П(уд.в.) = 84 - 44.917 = 39.083 тыс.руб.
4. Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением затрат, полученных при фактическом объеме реализации и себестоимости единицы продукции на начало периода и полной фактической себестоимостью на конец периода:
∆П(cc.) = 183 - 196 = -13 тыс.руб.
5. Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки от реализации на конец отчетного периода с выручкой от реализацией, рассчитанной при фактических объемах продаж и ценах на начало периода:
∆П(ц.) = 478 - 410 = 68 тыс.руб.
Общее изменение прибыли от данных факторов находится как суммирование полученных результатов:
∆П = 39.083 + 44.917 + (-13) + 68 = 139 тыс.руб.
Аналогичный анализ можно проделать, используя способ цепной подстановки:
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции способом цепных подстановок
Показатель | Порядок расчета | Сумма прибыли, тыс.руб. |
на начало периода | ВР0 -С/с0 | 143 |
Усл. 1 | П0 * Кроста | 143 * 1.314 = 187.917 |
Усл. 2 | ВРусл.-С/сусл. | 410 - 183 = 227 |
Усл. 3 | ВР1 - С/с | 478 - 183 = 295 |
на конец периода | ВР1- С/с1 | 282 |
1. объема реализации продукции:
∆П(V) = 187.917 - 143 = 44.917 тыс.руб.
2. структуры товарной продукции:
∆П(уд.в.) = 227 - 187.917 = 39.083 тыс.руб.
3. средних цен реализации:
∆П(ц) = 295 - 227 = 68 тыс.руб.
4. себестоимости реализованной продукции:
∆П(с.с.) = 282 - 295 = -13 тыс.руб.